Главная страница

Товары для детей

My-shop.ru - Интернет-магазин товаров для образования

Гости сайта

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Рейтинг:   / 78
ПлохоОтлично 

Ранняя весна

nabliydenie

И. БУНИН

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна! Весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах теплых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

 Е. БАРАТЫНСКИЙ

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне...

 

Народные приметы

Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.

Если в марте тепло, весна — прохладна и ветрена.

Кукушка, часто и сильно куку­ющая весной, предвещает теплое время.

В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.

Если у березы течет много сока — лето будет дождливое.

 В. БИАНКИ

МАРТ

21 Марта — день весеннего равноденствия — день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток — ночь. В этот день в лесу празднуют новый год — к весне поворот.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится се­рым снег, уж не тот, что был зимой, — сдает! Знать по цвету, что дело идет к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает... Натекают лужи, и уличные воробышки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю — делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

Утром 21 марта, по старинному русскому обычаю, пекут жаворон­ки — булочки с носиком, изюмин­ками на месте глаз. В этот день у нас выпускают на волю певчих птиц. Ребята развешивают на деревьях тысячи птичьих домиков — скво­речен, синичников, дуплянок; пере­вязывают кусты для гнезд, устраи­вают бесплатные столовые для милых гостей.

БЕСЕДА   ВОСПИТАТЕЛЯ   С  ДЕТЬМИ

1.  Найдите в тексте народные посло­вицы омарте. Объясните их смысл.

2.  Расскажите,    как    солнце    «одо­левает»зиму.

3.  Какой порядок работ у весны?

 

ЗАДАНИЕ  ДЕТЯМ

Поставьте в воду веточки орешника, ольхи, ивы, березы, тополя, липы. Понаблюдайте, какие веточки распустятся быстрей. Что на них появится? Рассмотрите цветы орешника.

 С. ДРОЖЖИН

Зимние дни миновали,

Ночи короткими стали:

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает,

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Лёгкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами,

Сядут на крыше рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кой-где обтаяли кочки

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом...

Временами возвращаются моро­зы, хотя и кратковременные, но они губят иногда молодые почки и цветущие растения. 

Кроме наблюдений за раститель­ным миром, необходимо заботиться о нем: после вьюг, морозов, ветров на   деревьях   остаются   сломанные ветки, а весной, когда начинается сокодвижение, из раненого дерева вытекает сок, что наносит непо­правимый вред дереву. От большой потери сока оно погибает — особенно березы, клены. Нужно приучать детей внимательно осмат­ривать каждое дерево в весенний период, сломанные ветки спиливать, а срезы покрасить краской. По мере того, как старые деревья отмирают, вместе с детьми своевременно на месте погибшего дерева сажайте молодое.

 И. ПОЛЯКОВ

Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть-чуть

И ручьем пустился в путь.

Снег устал лежать в сугробах,

Догони его, попробуй.

 Б. ТИМОФЕЕВ

МОРОЗ И СОЛНЦЕ

Мороз и солнце и ослепительно белый, сверкающий снег, испещрен­ный голубыми тенями застывших сосен и берез. Март, но в лесу по-прежнему зима. Только в оврагах с солнечной стороны приоткрылись глинистые склоны.

Наверху же, особенно в прос­торных сосновых борах, разгуливает колючий ветерок, звонко скрипит под ногами плотный закоченевший наст, такой, что можно свободно ходить по нему.

А как ароматен воздух! Правда, еще не лесом пахнет, не его влажной подстилкой и теплой парной землей. Пахнет весной.

К полудню голубой воздух цепе­неет, пронизанный теплыми лучами солнца... Безветрие...

Греются тонкие ветки березки, придавленной сугробами, и, словно ножом, режут свои холодные путы. Час ли, два ли проходит, но наконец — хр-руп! — сугроб не выдерживает, и пленница выры­вается на волю. Еще тяжкий вздох — от нависшего пласта отрывается большая глыба и, набирая скорость, скатывается вниз. На месте излома робко показывается прозрачная капелька — слезинка. Показалась и застыла, маловато еще силенок, видно. Следом натекает вторая, третья... Незаметно растет хрусталь­ная сосулька.

Неустойчива мартовская погода, однако нет, не быть завтра мокрому снегу и низким тоскливым облакам. Утро снова начнется благодатной свежестью и ослепительной лавиной света и тепла. Еще подрастут ледяные сосульки, в тальниках лопнут первые колпачки сросшихся чешуек цве­точных почек, выпуская на свободу атласных белоснежных «зайчиков».

Посмотрите, как ослепительно светит солнце. Ликует мартовское солнце, прожигая яркими лучами глу­бокие снега. В марте солнце удваивает часы своего сияния по сравнению с февралем. Льются с сосулек веселые струйки воды, пробивая в снегу глубокие ямки. Собираются под снегом, насыщая влагой почву, готовя половодье апрелю.

Вспомните, ребята, как вы вста­вали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно. Теперь же, в марте, солнце встает раньше семи утра и заходит около семи вечера.

 Е. БЛАГИНИНА

 ВЕСНА

Еще в домах пылают печки,

И поздно солнышко встает.

Еще у нас на нашей речке

Спокойно ходят через лед;

Еще к сараям за дровами

Не проберешься напрямик,

И в садике под деревами

С метлою дремлет снеговик;

Еще мы все тепло одеты —

В фуфайки, ватные штаны...

А все-таки весны приметы

Во всем, во всем уже видны.

И в том, как крыши потеплели,

И как у солнца на виду,

Капели, падая, запели,

Залопотали как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,

А валенки водой полны...

А ветер нежный и протяжный

Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке

Про солнце, про его красу.

И все веселые веснушки

Уселись на одном носу.

 В. ШУГРЕЕВА

 МАМЕ

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей, росток,

Раскрой цветок —

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны наступит срок,

Восьмого Марта подарю

Я маме свой цветок.

А. ПРОКОФЬЕВ

 

РАННЕЮ ВЕСНОЮ

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики синеют.

Это ведь подснежники,

Галинка,

Нету их милее!

Из-под снега только что пробились,

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете!

 А. ЧЕХОВ

 

ВЕСНОЙ

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня — завтра заревет.

Деревья голы, но уже дышат. В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, все хорошо в это счастливое время года, в особен­ности, если вы любите природу...

 

БЕСЕДА   ВОСПИТАТЕЛЯ   С  ДЕТЬМИ

1.  Как вы понимаете выражение: «А в душу просится весна»? Каким чувством окрашено описание весны в рассказе?

2.  Какие картины весны рисует автор? Как они зображают землю, воздух, реку,   деревья,   что   с   ними   про­исходит? 3. Почему    весну    Чехов    называет «счастливым временем года»? Для кого она хороша? Чем?

 3. АЛЕКСАНДРОВА

 

КАПЕЛЬ

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

И шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас».

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

 

БЕСЕДА   ВОСПИТАТЕЛЯ   С   ДЕТЬМИ

1.   Что вы можете сказать об этом стихотворении? Чем оно вас привлекает?

2.  Чем отличается последняя строфа от других? Как ее надо читать? Почему?

 

Экскурсия в лес, парк


Программное содержание.
Нау­чить детей связывать весенние явления в живой и неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Познакомить с первыми весенними цветами, воспитывать бережное отношение к природе. Обогатить словарь детей (кучевые, проталинки, наст).

 

Ход экскурсии

Расскажите детям, что первая половина марта — предвесенний период, еще бывают и вьюги, и снег, и мороз. Поясните значение по­словицы «Февраль воду распустит, март подберет».

Скажите, что стоит холодная погода, но приближение весны чувствуется во всем. Раньше всех чувствует весну ива: сбрасывает колпачки с пушистых почек, набухают почки осины.

* * *

Посмотреть, нет ли сломанных веток, обрезать их, срезы замазать масляной краской.

Срезать веточки вербы, принести их в группу, сделать зарисовки. Выкопать корневища мать-и-мачехи, посадить в песок, поливать и ждать, когда появится первый цветок.

* * *

Целесообразно познакомить де­тей с репродукциями картин: «Мар­товский снег» И. Грабаря, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.

Обратите внимание детей на небо, спросите, таким ли оно было зимой (сравните с зарисовками в зимнее время, скажите, что небо голубое, на нем появились облака. Они называются кучевые, почему? (Так как они держатся кучками.) Проследите путь солнца, пусть дети сделают зарисовки.

Проследите за тенью столба (она становится короче), обратите вни­мание на изменения в снежном покрове. Научите называть его новые признаки: рыхлый, грязный, зернис­тый, серый. На его поверхности образуется ледяная корочка — наст, а под ней рыхлый снег. Скоро весь снег   будет   в   ямках.   Объясните,

почему образовались эти ямки (это снежинки тают одна за другой, превращаясь в воду).

Проведите с детьми беседу по вопросам: Что стало со снегом? Какой снег был зимой? Почему снег тает? Весь ли снег растаял? Март называют Капельником — почему?

Прочитайте стихи.

 

 

А. ФЕТ

 

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая

Раскинулась шатром,

Опять весна душистая

Повеяла кругом.

Побеседуйте с детьми о смысле народных пословиц: «Как зима не злится, а весне покорится», «Февраль силен метелью, а март капелью».

 

Загадайте загадки.

Зимой в поле лежал, весной в речку убежал.

(Снег)

Растаял снег, с пригорка льется

Ручей с игривой быстротой,

И солнцу весело смеется

В лицо цветочек золотой.

(Мать-и-мачеха)

Обратите внимание детей на появление первых насекомых (бабо­чек-крапивниц, божьих коровок, солдатиков).

* * *

Срезать ветку с кольчатым шелкопрядом, поместить в банку. Наблюдать за появлением гусеницы. Сделать зарисовки.

Обратите внимание на изменения в поведении птиц (воробьи садятся на теплые места, купаются в лужах).

М. КЛОКОВА

ЗИМА ПРОШЛА

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза —

Чик, чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки —

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки —

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки —

Чик, чирик!

Первыми возвращаются на ро­дину грачи. Они не боятся холода. Обратите внимание детей, как кричат грачи, как устраивают себе гнезда. Подчеркните, что грачи — полезные птицы. На участке детского сада повесьте скворечники.

Информация взята из книги "Весна" Л.И. Марченко

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

часики

Бесплатная ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Юридическая консультация онлайн

Календарь

Июль

26

Среда

Авторизация

  © 2014 Сайт Пиндюриной Елены. Все права защищены.
Рейтинг@Mail.ru